В августе 2016-ого индекс «Кофе с Молоком» (отражает уровень экономической уверенности россиян) прибавил 3,5% к июлю и достиг показателя в 899 п.п., что идентично майскому значению. Таким образом, четырехмесячный тренд снижения Индекса простых удовольствий оказался прерван. Однако в разрезе года показатели КсМ выглядят не столь радужно. По сравнению с августом прошлого года Индекс практически не изменился, потеряв 0,1%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% это говорит о том, что простых удовольствий россияне себе позволяют все же меньше, чем год назад. Рост индекса в конце лета относительно предыдущих месяцев был обусловлен вновь проснувшейся любовью россиян к шоколаду. Его купили большее количество потребителей и в ощутимо больших объемах. Причем в этом процессе москвичи показали себя даже активнее, чем остальные россияне.
В последний летний месяц российские потребители продолжили демонстрировать режим экономии, сократив свои расходы по сравнению с предыдущим месяцем на 2%. Относительно августа прошлого года рост расходов составил всего 0,7%, что несопоставимо скромно с накопленной инфляцией в 6,9%. Таким образом, «очищенные» от инфляции расходы россиян оказались даже ниже значений 2012 года. Средний чек уже семь месяцев подряд сохраняет минимальные значения, что на фоне сокращения расходов говорит о том, что потребители реже ходят в магазины. Доля продовольственных товаров в общей корзине повседневных затрат россиян после резкого скачка в июле до 67% опять вернулась в серединной отметке в 50%. Но в этом, видимо, нет заслуги сознательной экономии потребителей на продуктах, и объяснение кроется в сезонном снижении цен, в частности на овощи и фрукты.
за 100% взяли «очищенные» от инфляции повседневные расходы в январе 2012 года
В августе средний чек похудел относительно июльского показателя на 12 рублей или на 2,4%, остановившись на отметке в 498 рублей. Средний чек сократился и в разрезе года, потеряв относительно прошлогоднего августа 52 рубля или 9,5%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% можно говорить о сокращении чека более чем на 16% за год. Сильнее всего средний чек сдал позиции в миллионниках, включая обе столицы. Продолжается снижение величины чека во всех торговых каналах, но особенно ощутимые потери несут гипермаркеты, где за год чек сократился почти на четверть.
Источник: Romir Scan Panel, август 2015 — август 2016 (www.romir.ru)